20 Июн

Съемка Луны или паки и паки о мыльницах и зеркалках

Луна

В ночь с 15 на 16 июня 2011 года, как вы помните, можно было наблюдать полное лунное затмение. Особенно должно было повезти жителям СНГ. Но минчанам как всегда «повезло» — вечные тучки и облачка застилали небо.

Немало опечалившись этим фактом, пришлось идти спать 15-ого. А вот уже 16-ого вечером в окошко предательски заглядывала красавица Луна и так и просилась снять себя. Под рукой как всегда оказались мои аппараты, из шкафа был извлечен штатив. Дай, думаю, за одно посмотрю, какой из аппаратов лучше справится с этой нелегкой задачей — съемкой Луны как можно более крупным планом.

Итак, под рукой оказались:

Canon S5 IS — очень популярный в народе просьюмер, то есть мыльница для продвинутых пользователей, которые осознали, что для хорошей фотографии нужно подучить немного основные технические понятия фотографии.

Sony ALPHA 200 + Sony 75-300/4,5-5,6 — зеркальная камера среднего уровня, довольно популярная в народе с объективом самым дальнострельным какой был под рукой — 300 мм.

Фото Луны

Какой из снимков больше радует ваш глаз навскидку?

Все полученные фото импортировались в Lightroom. В случае с Canon S5 IS приходилось работать с камерным JPEG, в то время как снимки Sony конвертировались из RAW. Обработка исключена, только кадрирование до приблизительно одинаковых размеров объекта и подгонка баланса белого в случае с Sony до результата Canon. Все прочие установки по умолчанию.

Лично меня несколько больше порадовал результат с «мыльнички», при нескольких «но» и определенных условиях, постараюсь показать чем.

Сначала снимки с зеркалки Sony

Наилучший снимок, как мне показалось, получился при выдержке 1/200, диафрагма f/9, ISO 200

Фотосъемка Луны

Как оказалось, Луна — девушка тоже довольно подвижная. Выдержка должна быть довольно короткой. Неплохо было бы еще немного короче. Поэтому в этом случае задранное ISO — мера вынужденная. Диафрагма тоже несколько зажата более, чем обычно. Для этого объектива даже при 7,1 картинка уже получается немного более расплывчатой.

Луна

Но и чрезмерное зажимание диафрагмы также не идет на пользу.

Луна

Оптимальное диафрагменное число от 8 до 11, при этом не забываем о выдержке.

Главное не переборщить с ISO. Зернистость возрастает довольно быстро. При 200 она вполне терпима, а при 400 уже довольно ощутима.

Луна, ISO

Теперь снимки с Canon S5 IS

Оптимальный вариант получился при выдержке 1/125, диафрагма f/5,6, ISO 80

Луна

Открытие диафрагмы может быть большим из-за того, что размер матрицы меньше гораздо, чем в зеркалке. Причем в случае с мальничкой дальнейшее диафрагмирование пагубно будет сказываться на картинке. Я предполагал, что уже на 5,6 будет хуже, чем, скажем, на 4. Но как оказалось, есть все-таки некоторый смысл в диафрагмировании до 5,6.

По поводу ISO — все гораздо более печально, чем в случае с зеркалкой. Даже незначительное его повышение сильно отражается на фото. На ISO 80 картинка более «рыхлая», чем у зеркалки на 100 и даже на 400. На ISO 100 артефакты становятся заметными, а на 200 уже видна замыливающая работа шумодава.

Луна, ISO

Итак, в общем и целом, так называемой мыльничкой можно добиться весьма неплохих результатов. Не хуже чем зеркалкой с китовой оптикой. А по некоторым параметрам даже лучше. Конечно, 300 мм — слишком мало даже для более-менее серьезной съемки Луны, тем не менее.

Плюсы Canon S5 IS

  • простота получения результата;
  • лучший результат по хроматическим аберрациям по сравнению с китовой оптикой (вероятно из-за обработки JPEG в камере);
  • в целом более убедительный результат (субъективно).

Минусы:

  • менее предсказуемый результат даже на полностью ручных настройках;
  • меньшее рабочее ISO;
  • меньший тоновый диапазон и контрастность картинки.

Посмотреть полноценные кропы с сохраненным exif можно скачав архивчик (2,8 Mb).